Почему антидепрессанты могут увеличивать риск самоубийства
02.10.2007 15:10 | Радио Свобода
Обеспокоенность по поводу безопасности антидепрессантов возникла несколько лет назад, когда появились исследования показывающие, что лекарства повышают риск самоубийства у подростков и детей.
В Великобритании в 2003 году было запрещено использование несовершеннолетними антидепрессантов из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС). В 2004 году Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами, США (Food and Drug Administration) обязало производителей всех классов антидепрессантов предупреждать о риске для детей, подростков и молодежи.
Хотя связь с самоубийствами считается установленной, оставалось неясно, как антидепрессанты могут провоцировать суицидальное поведение.
Команда ученых под руководством Фрэнсиса Макмахона (Francis McMahon) из Национального института психического здоровья, США (National Institute of Mental Health -NIMH) рассмотрела 68 генов у 1915 взрослых людей, страдающих от депрессии и принимавших антидепрессант циталопрам (Citalopram) из группы СИОЗХ. Исследователи попытались отыскать генетические вариации, которые могли быть связаны с мыслями о самоубийстве.
Ученые выделили два маркера, то есть короткие последовательности ДНК, в двух генах, GRIA3 и GRIK2, которые соответствовали увеличенному риску развития мыслей о самоубийстве при приеме циталопрама. GRIA3 и GRIK2 кодируют рецепторы глутамата - вещества в мозге, участвующего в процессах обучения и памяти. Небольшие вариации в ДНК, по-видимому, все, что отделяет тех, у кого развиваются мысли о самоубийстве при приеме препарата, от тех, у кого этих мыслей нет.
Испытуемые с вариациями гена GRIA3 имели удвоенный риск развития мыслей о самоубийстве, а участники с вариациями гена GRIK2 показали восьмикратное увеличение риска. Участники с вариациями обеих маркеров, что встречается чрезвычайно редко, показали в 15 раз больше риска.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что развитие суицидной реакции на антидепрессанты отчасти может быть генетически предопределена, и это может быть использовано в будущем для создания системы тестирования, которая позволит выявлять людей, которые могут оказаться под угрозой при приеме антидепрессантов.
Однако авторы обращают внимание, что работа нуждается в подтверждении, поскольку в данный момент все еще остается не ясным, почему эти специфические генетические изменения способствуют суицидальному мышлению людей, принимающих антидепрессанты.
Ментол усиливает никотиновую зависимость Бросить курить сигареты с ментолом намного сложнее, чем обычные. К таким выводам пришли американские специалисты, проведя социологическое исследование, сообщил в пятницу телеканал "Аль-Джазира". Причина этого, считают специалисты, кроется в том, что ментоловая сигарета намного приятнее на вкус, чем обычная.
Кроме того, судя по ряду признаков, ментол задерживает вывод никотина из организма на более длительный срок, чем при курении обычных сигарет, вызывая более длительное ощущение "опьянения". В результате этого формируется стойкое пристрастие к курению. Таким образом, считают ученые, ментол резко снижает возможность длительного воздержания от курения и практически сводит на нет попытки завязать с этой пагубной привычкой. В случае же, когда люди с сильной волей все-таки отказываются от табачного дыма, их организм подвергается сильнейшей интоксикации.
Проведенное среди 808 женщин и 727 мужчин исследование показало, что 69 проц курильщиков, пристрастившихся к сигаретам с ментолом в 1985 году, к 2000 году так и не смогли бросить курить. В то же время среди любителей сигарет без добавок этот процент составляет всего 54. Вместе с тем изучение вопроса не выявило каких-либо признаков, указывающих на то, что курение сигарет с ментолом представляет большую по сравнению с обычными сигаретами опасность заболеваний. "Что касается связанного с курением риска заболевания раком, болезнями сердца и легких, то особой разницы между курением обычных сигарет и ментоловых нет", - считают ученые. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.
30.09.2006 12:28 | Страна.Ru
Чему учить детей
Успешный человек выполняет свою работу лучше других. А умение быть профессионалом закладывается с детства. Родителям следует не только дать своему ребенку знания, но и выбрать самые полезные из них.
Понятие tabula rasa, то есть чистая доска (перевод с латинского), обозначает в философии незапрограммированное сознание человека, готового принять любые установки. Такими люди приходят в мир. Еще античные философы Аристотель и Платон впервые стали употреблять термин tabula rasa, объясняя: ребенка можно воспитать каким угодно человеком, привить ему любые навыки и знания. Тогда отказывались признавать, что на способности человека оказывает огромное влияние множество разных факторов — среди них наследственность и предрасположенность к тем или иным научным дисциплинам и сферам деятельности.
Сегодня мало кому придет в голову отрицать: все люди проявляют разные наклонности к наукам. Многие российские школы отказались наконец от советской «уравниловки» и установили диктатуру индивидуального подхода к каждому ребенку. Только так можно выявить и развить способности ученика. Но прививать любовь к знаниям следует как можно раньше — как только ребенок почувствует интерес к окружающему миру.
Не стоит забывать, конечно, и об этических нормах поведения, вечных ценностях — понятие ответственности за свои поступки, совесть, желание быть честным и открытым человеком воспитываются в ребенке только на примере родителей. Если ваши дети без причины злятся, часто завидуют сверстникам, обижают их, задумайтесь в первую очередь о себе: скрыть от ребенка ничего невозможно, он научился всему этому от вас.
Навык на будущее
Как призывают психологи, сначала нужно учить детей учиться. Воспринимать и анализировать самую простую информацию, усваивать элементарные навыки ребенок должен уметь с самого раннего возраста, примерно к полугоду. Никакой специальной программы родителям не потребуется. «Ведь вы же не спрашиваете у специалистов, как научить детей открывать и закрывать кран с водой, так как сами прекрасно умеете справляться с такими вещами, — поясняет детский психолог Олег Мартынов. — Если вы постоянно что-то делаете дома, то вскоре заметите: ваши дети справляются с этим не хуже».
Дети учатся наблюдая и играя. Поощряйте их в этом, исправляйте ошибки и стремитесь объяснить их происхождение. Сначала дети будут просто смотреть за вами, потом помогать в самых простых вещах, а следом повторят всю сложную цепочку ваших действий без ошибок. Это естественный процесс — на подражании построена наша речь.
Поняв, как именно нужно учиться: наблюдать, усваивать информацию, снова и снова повторять одно и то же действие, пока не получится правильно, ребенок будет готов узнавать новые сведения и применять их на практике. И именно в этот момент родители должны уделить ему наибольшее внимание для понимания того, какие способности следует развивать, чтобы ребенок в будущем более эффективно и с удовольствием выполнял свою работу.
Каждому по способностям
Часто родители замечают: их ребенок ни в чем не проявляет себя, не делает настоящих успехов. Он «ровненько» и не слишком успешно успевает по всем предметам, и мама с папой начинают паниковать: нет талантов. Однако это не всегда так. Часто детям нужно просто углубиться в какой-либо предмет для проявления способностей. Очень важно, что это будет за предмет, причем от желания родителей выбор вовсе не зависит.
Во всемирной сети любопытные и внимательные мамы и папы смогут отыскать множество тестов, обещающих определить, к каким наукам и искусствам больше склонен их ребенок. Но специалисты не советуют слепо им доверять: слишком высока цена ошибки. Ведь отдав прирожденного финансиста в художественную школу, а талантливую спортсменку — в химико-биологический класс, вы лишите детей возможности быть по-настоящему успешными, обречете их на посредственные успехи. Не говоря уже о том, что пострадают финансы и спорт.
Лучше всего с определением склонностей детей справляются психологи на очной консультации. В ходе общения специалисты не только находят наиболее подходящие для ребенка сферы деятельности, но и определяют уровень развития в целом. Это часто дает возможность родителям понять, почему их дети не очень успешно учатся, изменить положение к лучшему. Обойдется консультация психолога не дороже чем в $100, а времени беседа займет не более двух часов. Такие тесты можно проводить в раннем возрасте, когда ребенок только обретает способность осмысленно отвечать на вопросы, выбирать из нескольких предметов один. Обычный возраст для первых тестов — 5 лет. Именно тогда перед родителями встает вопрос: в какую школу и на какие дополнительные занятия отдать сына или дочь? К 7 годам этот ответ должен быть найден — ребенок уже способен определить, что ему интересно, а что нет. Конечно, он не выберет профессию раз и навсегда, но можно помочь ему определиться со сферой деятельности. Что поможет вашему ребенку с самого начала ориентироваться на те предметы, которые ему наиболее близки — именно в их изучении он добьется ощутимого успеха. Это и есть база для будущего профессионализма.
Основной багаж
Совершенствовать социальные навыки, полученные в детском саду, на занятиях с психологами, мамой и папой, ребенок получит возможность в школе. Там он надолго будет оставаться без родителей, среди своих сверстников. Хорошо, если ребенок уже понимает — в школе нужно много работать, а учитель знаком с ним и знает, какие именно сложности могут возникнуть в процессе обучения, а какие вещи ученик знает и умеет лучше других.
По мнению специалистов, одна из самых грубых и распространенных ошибок современных родителей — дать ребенку сразу как можно больше новых знаний. «Часто дети идут сразу в 1-й класс и тут же в музыкальный или художественный кружок, — говорит психолог Марина Зверева. — Это слишком большая нагрузка: еще вчера ребенок был относительно свободен, а сегодня на него накладывают сразу столько обязательств». Если вы сочли необходимым учить детей музыке, танцам или рисованию, отдать на курсы иностранного языка или в секцию борьбы, лучше сделайте это до того, как он пойдет в школу или после окончания первого класса. Так ребенок привыкнет трудиться, выполнять задания и поймет — у него началась новая жизнь, наполненная ответственностью.
Занятия музыкой, по мнению многих психологов, развивают лингвистические способности ребенка — в будущем ему легче будут даваться иностранные языки. Причем сами занятия английским или любым другим языком кроме родного следует начинать не раньше 5-6 лет: от маленького полиглота пользы не будет, а вот вред такие уроки вполне могут нанести — до этого возраста дети способны хорошо воспринимать только один язык. Спортивные секции рекомендованы детям, которые сильно увлекаются наукой, подолгу сидят над книжкой — для большего успеха им необходима смена деятельности. Разумеется, хорошо развитому физически, крепкому и подвижному ребенку не стоит закрывать дверь в спорт: возможно, он станет чемпионом. Но и принуждать сильно не стоит, особенно в возрасте до 10 лет. Интересны для многих детей различные необычные занятия — изучение правил дорожного движения, основ бизнеса и прикладной экономики (курсы есть для самых маленьких — от 5 лет), а некоторым предлагают даже изучение кельтской культуры. Правда, это для детей постарше — студентов. «Занятия проходят с середины октября по конец мая каждую субботу. В течение года предусмотрены практические занятия, зачеты и итоговый экзамен. Занятия на отделении кельтского искусства МПГУ платные, принимаются все желающие независимо от уровня подготовки, — рассказывает старший преподаватель кафедры теории и истории музыки музыкального факультета МПГУ Наталья Филиппович. — Но посещают занятия только искренне заинтересованные люди: мы изучаем танец, музыку, историю и культуру кельтов».
Во время обучения в школе ребенок социализируется, познает мир и получает основной багаж знаний о нем. К пятому-шестому классу он должен знать, какие предметы ему действительно интересны. Здесь не помешают очередные психологические тесты — ведь часто ученики идут на различные курсы или с удовольствием ходят на определенные уроки по самым разным причинам: им нравится преподаватель, легко достаются оценки и похвалы (но это вовсе не означает наличия блестящих знаний). В возрасте 11-12 лет дети уже вполне способны отвечать на серьезные вопросы и обычно их склонности к тем или иным сферам деятельности для специалистов очевидны. В этом возрасте мамам и папам следует отдать их в специализированный класс или на курсы.
Готовя ребенка к поступлению в вуз (а это обязательно далеко не для всех детей — многие гораздо большего успеха способны добиться, например, в работе столяра), родители обычно нанимают репетиторов: учителя подготовят, «натаскают» по предмету. Но, как утверждают психологи, если абитуриента приходится особенно сильно «тренировать», то он скорее всего выбрал не ту специальность. Не обязательно быть математиком от бога для решения вступительной задачки, достаточно обладать багажом знаний, накопленным за время целенаправленного обучения в школе. К большому сожалению специалистов, таких абитуриентов в России пока очень мало: школьная программа не способствует глубокому развитию талантов и наклонностей детей. Именно поэтому так важно дать им крепкие базовые знания, необходимые при поступлении в вуз. Конечно, есть технические, естественно-научные и гуманитарные дисциплины, но существует крайне мало людей, одинаково успешных во всех этих областях. Заметив еще в средней школе, что ваш ребенок легко пишет диктанты или, наоборот, быстрее и лучше всех решает задачки, возьмите это на заметку: информация окажется бесценной, когда придет время выбирать высшее учебное заведение, а ребенок не проявит инициативы.
Особенное внимание современные педагоги и психологи советуют обратить на русский язык. «Родной речи в школах, к сожалению, уделяют меньше времени, чем хотелось бы, — сетует бывший учитель Екатерина Карпова. — При изучении иностранного языка класс делят на две, а то и на три группы в зависимости от уровня знаний и способностей, а русский почему-то учат все вместе». Это уже привело к плачевным последствиям: дети меньше читают и делают на письме вдвое больше ошибок, чем 10-15 лет назад. По последним данным исследования агентства PISA, по уровню чтения среди школьников (берутся такие показатели, как быстрое понимание, точное воспроизведение, ответы на вопросы по тексту) Россия занимает 27-е место из 30 возможных (последняя в списке — Мексика, а первая — Финляндия). При этом многочисленные специалисты по бизнес-коммуникациям уверяют: ничто так не отталкивает от делового партнера, как его ошибки в письменной и устной речи — об успешном ведении бизнеса можно в буквальном смысле слова забыть.
Когда выбор сделан
По данным кадрового агентства «Контакт», лишь 38,5% выпускников ведущих вузов столицы и Подмосковья 2000-2004 годов работали и продолжают работать по специальности. Чаще всего это выпускники МЭСИ, Госуниверситета управления и РГГУ. Интересно, что именно специалисты, окончившие эти вузы, наиболее востребованы на рынке труда.
Конечно, в список престижных и нужных учебных заведений попали и МГИМО, Финансовая академия, Высшая школа экономики, МФТИ, МИФИ, МГУ, МГТУ и знаменитая «Плешка» — РЭА. Но начальник отдела продаж и маркетинга агентства Penny Lane Personnel Елена Егорова отмечает: «Работодатели сегодня проще относятся к системе образования в целом: при этом на специальные знания, подкрепленные дипломом, обращают большое внимание». То есть крупные компании, безусловно, оценят полученное соискателем классическое образование в одном из ведущих вузов страны, но этого будет мало, если специальность прямого отношения к будущей работе не имеет. Все равно придется получить еще одну профессию в любой форме — многочисленных курсов и тренингов, MBA или второго высшего.
Особое внимание работодатели уделяют дополнительным профессиональным знаниям и навыкам соискателей. Очень важно, какие сертификаты сотрудник сможет предъявить. «А вот иностранные языки являются плюсом, но не обязательным. Если компания — не зарубежное представительство и не имеет партнеров за границей, то есть для общения иностранный язык не нужен, то работодатель не обращает внимания на его наличие в резюме, — считает Елена Егорова. — Если соответствующие требования не заявлены, на этой работе у вас не будет возможности применить знания иностранного языка, а значит, он постепенно забудется». На нашем рынке, по мнению экспертов, в 80% случаев не востребованы иностранные языки — не владея ими, можно найти очень престижную и высокооплачиваемую работу. При этом ценному сотруднику, не знающему нужного компании иностранного языка, работодатель может пойти навстречу, бесплатно его обучив. Однако важно помнить: владение хотя бы одним языком на уровне повседневного общения необходимо, ведь это характеристика качества образования молодого специалиста.
Сегодня на рынке труда, по мнению кадровиков, в наиболее выгодном положении находятся управленцы, квалифицированные рабочие, технологи различных направленностей, IT-специалисты, финансисты и аналитики в сферах маркетинга, финансов, бизнеса — наблюдается дефицит этих специалистов. Это системный дефицит, то есть в его основе лежит целый комплекс причин. Так, нехватка рабочих, технологов, инженеров связана со сбоем в образовании и подготовке данных специалистов, низким уровнем оплаты их труда и непрестижностью профессий. Дефицит финансистов, управленцев и IT-специалистов связан с бурным развитием российского бизнеса как в объемах, так и в отношении качества бизнес-процессов. Высокая потребность в аналитиках в первую очередь связана с увеличением объемов информации, усложнением методик и технологий во всех сферах бизнеса, а кроме того, и с тем фактом, что эти кадры не выпускают вузы, а они растут на практике. Тем, кто выбирает сейчас вуз, необходимо учитывать все эти нюансы.
Родителям же детей, которые еще учатся в средней школе, интересно будет узнать прогноз специалистов по подбору персонала на будущее. «На смену «эпохе торговли» приходит «эпоха производства», а значит, на первый план выйдут все естественно-научные специальности, которые сейчас не в почете», — говорит председатель Национального союза кадровиков Софья Данилкина. — С ростом производства вырастет потребность в инженерах, а это приведет к подтягиванию их оплаты труда до рыночного уровня. То же самое будет происходить и с квалифицированными рабочими и технологами».
По результатам исследований, проводимых Национальным союзом кадровиков, наиболее востребованными будут специалисты в области приборостроения, электротехники, информатики, химической промышленности и биотехнологии. На вес золота будут и те, кто способен внести какое-то ноу-хау в эти отрасли производства. И как следствие, специалисты, способные эти технологии «сохранить» в условиях жесткой конкурентной борьбы, то есть профессионалы в области безопасности информации.
Универсальный набор
«Детей нужно учить противостоять агрессии. Важно показать, как следует правильно демонстрировать свои эмоции или скрывать их», — рассказывает психолог и бизнес-консультант Родион Чепалов. В раннем возрасте такие навыки формируются в групповых занятиях. «Можно разыграть с детьми сказку про ежика, которого невзлюбили за его острые колючки. «Ежик» должен адекватно реагировать на агрессию, — добавляет Родион Чепалов. — Он может сказать — у него есть колючки, но он не станет драться».
A фраза «Не плачь, а просто покажи, чего ты хочешь» отучит ребенка то и дело хныкать. Необходимо научить его и правильно говорить «нет», но никого при этом не обижать. Причины отказа должны быть серьезными и аргументированными. Такие простые занятия дают детям очень важные навыки — умение общаться. В том числе и в конфликтной ситуации.
Номинальные навыки
Одно из основных социальных знаний — умение обращаться с деньгами. Ребенок должен понимать: это средство оплаты, на купюры с разным номиналом можно покупать разные вещи. «Объяснять основы денежно-товарных отношений следует тогда, когда ребенок сам начнет задавать вопросы. Обычно это происходит в возрасте 3-5 лет. Важно правильно сформулировать ответы, аналогии должны быть простыми и доступными», — рассказывает генеральный директор консультативного центра «Вариант-диалог» Ольга Слащилина.
Сначала необходимо показать ребенку деньги, показать, какими они бывают, а когда он научится различать цифры и считать, рассказать о номинале. «Сводите ребенка в магазин, пусть он сам спросит продавца, сколько стоят разные вещи, и посчитает, может ли он их купить», — советует Ольга Слащилина. Важно и объяснить: деньги просто так ниоткуда не берутся, их зарабатывают.
Инга Коростылева
29.08.2006 Журнал "Финанс."
В школах появится новый школьный предмет.
C 1 сентября во многих учебных заведениях страны добавится еще один обязательный предмет - основы православия .
Пока в Москве продолжали спорить о факультативном школьном курсе ОПК - "Основы православной культуры", на периферии он стал обязательным предметом. С 1 сентября ОПК вводится сразу в четырех регионах - теперь их общее число перевалит за полтора десятка. Недоумение верующих других конфессий и педагогической общественности России наталкивается на тезис о "культурологическом характере" новой школьной дисциплины.
По мнению представителей РПЦ, сомневаться в необходимости курса ОПК - все равно, что оспаривать курс русского языка.
Похоже, под многолетней дискуссией о целесообразности преподавания основ православия в школах России подведена черта. 1 сентября предмет, который замышлялся в середине 90-х как факультатив, станет во многих регионах обязательным. РПЦ нанесла мощный удар Министерству науки и образования РФ.
Напомним: в феврале, выступая на XIV Рождественских образовательных чтениях, Андрей Фурсенко рапортовал о том, что "заканчивается подготовка пособия по истории мировых религий для учащихся 10-11-х классов". Вместо ожидаемых министром аплодисментов раздался свист и выкрики: "Ты в России живешь или где?", "Не нужны нам твои мировые религии!" Порядок восстановился только после того, как об этом попросил патриарх. Но растерянный вид министра говорил о том, что все его попытки найти с РПЦ компромисс по поводу преподавания религиозных дисциплин в школах пошли прахом. Министр выглядел провинившимся школяром, когда его с трибуны форума, к удовольствию зала, отчитывал управделами Московского патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин): "Уважаемый Андрей Александрович, не бойтесь того, что в школу придет священник. А бойтесь того, что без света веры и добра, зажженного в сердце молодого человека, в центре его внимания окажутся наркомания, табакокурение, алкоголизм, игромания, равнодушие. И к нему придет проповедник шовинизма и жестокости". На последующей пресс-конференции митрополит подчеркнул, что выступает категорически против преподавания "Основ православной культуры" в качестве факультатива, "поскольку в современных условиях, учитывая загруженность школьников базовой программой, полноценное посещение занятий по предмету, который носит совершенно необязательный характер, маловероятно".
Теперь видно: это заявление отражало не личную точку зрения митрополита, а факт почти свершившийся. Дверь в класс для учителя Закона Божия была приоткрыта.
Не мытьем, так катаньем .
Артподготовка к взятию школы началась год назад. На "круглом столе" в московском храме Троицы в Листах зампредседателя комитета Госдумы по взаимодействию с общественными объединениями и религиозными организациями Александр Чуев предложил в обход главы Минобрнауки провести серию образовательных конференций в регионах, на которых представители местных органов образования, директоры и учителя примут резолюции о введении ОПК в школах в обязательном порядке. Депутат выразил надежду на помощь тех сторонников ОПК, которые еще "не вычищены" из аппарата министерства.
Год не пропал зря. С 1 сентября ОПК будут зубрить во всех школах Орловской области. Как сообщил начальник областного управления образования Александр Копылов, "если ОПК вводится в учебный план как региональный компонент, то никаких проблем с преподаванием этого курса не возникает".
Аналогичное заявление сделала замначальника областного управления образования и науки Белгородской области Светлана Калашникова. "Цель введения такого предмета, - пояснила она, - воспитание белгородских детей в духе традиционных ценностей и, в конечном счете, укрепление семьи". Учебная программа, разработанная на теологическом факультете Белгородского госуниверситета, рассчитана на 10 лет - со 2-го по 11-й класс.
О введении ОПК в Калужской области доложила сотрудник регионального министерства образования, культуры и спорта Татьяна Курская. "Новая дисциплина в калужских школах будет преподаваться с 5-го по 11-й класс один раз в неделю", - добавила г-жа Курская.
24 июля 2006 года в городке Старице Тверской области, на территории Свято-Успенского монастыря, прошло заседание областного экономического совета по поддержке РПЦ. Особое внимание было уделено ОПК. Экономический совет намерен уже с 1 января 2007 года рекомендовать включение этого предмета как обязательного. Тверские бизнесмены готовы дать деньги на подготовку учителей и закупку учебников.
В 194 образовательных учреждениях Рязанской области будет введен курс ОПК. Об этом на августовском педсовете заявил начальник управления образования, науки и молодежной политики Александр Канунников. Хотя он и оговорился, что "этот светский историко-культурный курс будет читаться только с согласия родителей и по желанию учеников", нет сомнений: скоро нужда в оговорках отпадет. Незадолго до педсовета архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарев) заявил: "Идея преподавания ОПК в качестве факультатива обречена на провал. Факультатив предполагает дискриминацию по отношению к тем детям, которые хотят больше знать о православной культуре своей страны".
Самым решительным образом выступили в крестовый поход против Андрея Фурсенко в Брянске. ОПК там обязательный предмет в программах 1-4-го классов, а в средней и старшей школе - в форме факультатива. На приобретение учебников из резервного фонда обладминистрации выделен 1 млн. рублей. Любопытно, что школьники будут заниматься по учебнику Аллы Бородиной - самому первому, вызвавшему нарекания педагогов и чиновников Минобраза. И еще одна деталь: школьникам младших классов на уроках ОПК будут ставить отметки так же, как и по другим предметам. Это стирает и без того зыбкую границу между школой государственной и церковно-приходской.
Такую опасность многие предвидели и предупреждали.
Весной зампредседателя комитета Думы по образованию Олег Смолин, говоря о введении ОПК в качестве обязательного предмета, напомнил, что образование в России светское, а религиозное возможно только с согласия детей, по просьбам родителей и с разрешения органов самоуправления. "Если фактически речь идет о Законе Божьем, конечно, здесь есть нарушение законодательства, - сказал г-н Смолин. - Те учебники, которые мне удалось пролистывать, - я говорю это, как доктор философии и членкор Академии образования, - скорее, склонны к Закону Божьему, чем к основам православной культуры".
Чем дальше дело с ОПК заходит, тем очевиднее: разговоры представителей патриархии и их лоббистов о том, что это-де всего лишь культурологический предмет, что на уроках детишки будут учиться любить мать-родину и родную маму, что нельзя растить поколение иванов, не помнящих родства, - дымовое прикрытие для последнего, решительного.
Ура, мы ломим!.. Кое-где крепостные стены пали.
В Свердловской области опэкашники прорвались не только в школы, но и в детские сады: два года назад их было 5, сегодня - уже 32, рассматривается вопрос еще о 80. Малышам читают жития святых, возят в паломнические поездки - например, на место расстрела царской семьи. В детском садике ~ 516 оборудована молитвенная комната, куда регулярно приходит батюшка. Детский сад сотрудничает с общеобразовательной школой во имя царевича-мученика Алексея, расположенной по соседству.
Смена смене идет!
Педагогические эксперименты, проводимые в области, в июне подверглись критике на сайте "Старообрядческое обозрение". Преподавание ОПК в местах исторического проживания староверов расценивается как прозелитизм. Сайт призывает своих единоверцев "объединиться с неверующими родителями и родителями других исповеданий и требовать от прокуратуры принять меры".
С протестами против насаждения ОПК все чаще выступают приверженцы других религий, и это уже не детские шутки. Специальная общественная комиссия в Самарской области пришла к выводу не торопиться с введением в школах предмета, против преподавания которого выступили мусульманская и иудейская общины. По их мнению, даже в факультативной форме изучение основ какой-либо одной религии недопустимо, так как это может привести к третированию детей, находящихся в меньшинстве.
15 мая в Уфе прошел "круглый стол" с участием депутатов госсобрания Башкортостана, руководителей исполкома Всемирного курултая башкир, Уфимской и Стерлитамакской епархий РПЦ. Итогом дискуссии стало заявление: "В таком многонациональном и многоконфессиональном регионе, каким является Башкортостан, преподавание ОПК может осложнить ситуацию". Посетивший Уфу председатель совета улемов Духовного управления мусульман Татарстана Рамиль Юнусов поддержал своих башкирских собратьев. По словам г-на Юнусова, Татарстан также не готов к введению этого предмета, даже если его дополнят курсом "Основы исламской культуры".
Но в том-то и дело, что ни мусульмане, ни протестанты, ни иудеи, ни буддисты нигде и ни разу не высказывались за такой вариант решения проблемы. Они убеждены: религиозное обучение детей должно ограничиваться домом и храмом.
Это мнение не разделяет РПЦ. Именно потому, что православие в России - религия большинства. Подавляющего. Во всех смыслах.
А был ли мальчик?
26 февраля в ходе работы пленума мусульман Саратовской области было заявлено о недопустимости введения ОПК в школах. На документ молниеносно отреагировала Саратовская епархия: "Оказывая уважение культуре народов, проживающих на территории России, мы желали бы также видеть и с их стороны взаимное уважение к культуре русского народа, который в своем абсолютном большинстве ассоциирует себя с православием, - сказано в документе. - По данным последней переписи населения (2002 г.), в Саратовской области порядка 91,5% населения относит себя к православным и лишь 6,25% - к мусульманам".
Цифра - лукавая вещь. Лоббисты ОПК настойчиво повторяют: введение этого курса обусловлено именно численным превосходством россиян - мальчишек и девчонок, а также их родителей, которые хотели бы видеть в классе не только учителей литературы и математики, но и батюшку.
Не того ли, которому Павка Корчагин сыпал табак в тесто для кулича? Не того ли, который стал сатирическим персонажем "передвижников"? Не того ли, который был высмеян Пушкиным в одной из сказок?..
В ходе совместного исследования факультета социологии МГУ и Российской социологической ассоциации на тему: "Отношение российской молодежи к Русской православной церкви" выяснилось, что лишь 6,8% опрошенных допускают преподавание в школах ОПК в обязательном порядке, а 39% - за его факультативное изучение. Более половины "мальчишек и девчонок", мы видим, - против.
Но их мнение уже никого не интересует.
В середине июля в Московской духовной академии прошли курсы повышения квалификации преподавателей ОПК. Первый проректор курсов иеромонах Киприан (Ященко) на пресс-конференции в Троице-Сергиевой лавре сообщил, что к 2010 году запланировано подготовить более 10 тысяч преподавателей ОПК из числа учащихся духовных учебных заведений и светских педагогов, то есть увеличить их численность в 2,5 раза. Во столько же раз увеличится число государственно-православных школ.
Увы, дело не только в нарушении Конституции и Федерального закона об образовании, дело в нашем наплевательском отношении к детям и к тому, чему их учат в школе. В одном из острых обсуждений проблемы ОПК замечательно высказался Сергей Казарновский, директор московского образовательного центра "Класс-Центр": "Я участвовал в таком количестве разных дискуссий о том, как надо менять образование, и вижу, что во всех эшелонах у нас истерика по поводу обучения. За последние 15 лет мы чего только не меняли. Но ведь это учится одно поколение детей, и над ним все время происходит некое издевательство. Поэтому у меня есть странное предложение - объявить мораторий на 10 лет на любые реформации в школах, чтобы не дергали ни учителей, ни детей".
МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ