СМИ И ОБЩЕСТВО
Медиаиндустрия России сегодня и завтра
Из доклада руководителя Роспечати Михаила Сеславинского на Второй Межотраслевой конференции «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2006 года и перспективы развития».
Из доклада руководителя Роспечати Михаила Сеславинского на Второй Межотраслевой конференции «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия:
итоги 2006 года и перспективы развития».
[/div]
Растущий сектор экономики
Продолжающийся рост экономики страны создает благоприятные условия длядинамичного развития рынка медиаиндустрии. По мнению экспертов, медиаиндустрия — один из самых быстрорастущих секторов экономики России и создает 1,6 процента внутреннего валового продукта. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрированы 71 954 средства массовой информации. Печатных СМИ — 59 184, электронных СМИ — 12 770.
В 2006 году в сравнении с 2005 годом количество зарегистрированных печатных СМИ выросло на 10,7 процента, в том числе газет — на 12,4 процента, журналов — на 11,5 процента. Количество зарегистрированных электронных СМИ увеличилось на 10,2 процента. Медиапотребление осталось на уровне прошлого года. В связи с ужесточением применения законодательства об авторских и смежных правах и соответственно более корректным отношением интернет-ресурсов к ссылке на источник информации в рейтинге «Топ 100 самых упоминаемых брендов Рунета» первые три места заняли РИА «Новости», Интерфакс, ИТАР—ТАСС. А в первой десятке оказались еще два информагентства — Рейтер и Прайм—ТАСС. Характерно, что в предыдущие годы первые строчки рейтинга занимали в основном топливно-энергетические бренды, а информационные агентства не входили даже в первую сотню. В целом за прошедший год в Рунете было совершено более 500 покупок интернет-ресурсов на общую сумму полтора миллиарда долл. Рекламный рынок Российской Федерации в 2006 году вырос на 29 процентов, достиг 6,49 млрд. и, по прогнозам, сохранит высокую динамику.
В 2006 году в успех российского медиабизнеса поверили портфельные инвесторы. 1 июня «CTC Media» разместила на NASDAQ 16,38 процента акций по 14 долл. за штуку. В ходе IPO компания и ее акционеры привлекли 345,9 млн. долл. На момент размещения капитализация «СТС Media» составила 2,1 млрд. долл., а к концу 2006 года доросла до 3,6 млрд. долл.
В декабре телекомпания «ТНТ-Телесеть» и холдинг «Проф-Медиа» привлекли 60 млн. долл. и 300 млн. долл. соответственно, разместив кредитные ноты. В конце года инвесткомпания «КИТ Финанс» объявила о создании паевого инвестиционного фонда «КИТ — Российские масс-медиа». Планируемый объем фонда — 600 млн. руб. Минимальная сумма инвестиций в паи — 1 млн. руб. Размещение намечено осуществить в текущем году.
Телевидение
Отечественное телевидение в 2006 году сохранило свои позиции самого динамично развивающегося сегмента медиаиндустрии. Текущее развитие отрасли было обусловлено теми же тенденциями, которые наблюдались в последние годы на отечественном телевидении и являются характерными для телевидения развитых стран.
Картина телевизионного рынка в 2006 году стала еще разнообразнее, появились новые интересные проекты. В 2006 году начала вещание в 45 субъектах Российской Федерации ТРК «Петербург — Пятый канал», до 1 сентября 2007 года вещание канала в целом будет доступно жителям 74 городов в 65 субъектах Российской Федерации, включая Москву.
В сентябре начал вещание первый в стране круглосуточный информационный канал «Вести-24». Уникальные возможности холдинга ВГТРК позволяют представлять зрителям оперативную информацию из всех регионов страны и из-за ее пределов круглосуточно.
«Первый канал» запустил в сентябре четыре спутниковых канала, объединенных в «цифровое телесемейство». Эти нишевые круглосуточные телеканалы предлагают спектр программ для семейного отдыха: детский развлекательно-познавательный канал «Теленяня», канал отечественных фильмов «Дом кино», канал «Музыка Первого» и ретроспективный канал «Время», созданный из архивных программ «Первого канала» и Государственного телерадиофонда.
В августе - сентябре был проведен ребрендинг двух сетевых каналов — «ТВ Центр» и «Рен-ТВ». Для «ТВ Центра» ребрендинг сопровождался кардинальным обновлением оформления эфира, началом (2) круглосуточного вещания, увеличением количества информационных программ. Появились более выраженные тематические таймслоты: публицистика, расследования, сериальный и кинопоказ.
Ребрендинг «Рен-ТВ» в значительной степени носил имиджевый характер.
Первая по значимости, стержневая для индустрии телерадиовещания задача — переход на цифровое вещание. В резолюции межотраслевой конференции 2006 года отмечалась необходимость активизировать на государственном уровне работу по переходу на цифровое вещание. Можно сказать, что в 2006 году началась ее практическая реализация. Правительство страны оперативно поддержало мнение медиасообщества. В июне была создана и начала работу Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания, которую возглавил Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев. Благодаря этому удалось преодолеть ведомственную разобщенность, найти общие подходы, определить приоритеты развития телерадиовещания. Дорабатывается концепция развития телерадиовещания на период 2007—2015 годы. Значительное место в работе комиссии заняли социально-экономические вопросы перехода на цифровое вещание, вопросы защиты интересов национальных вещателей, сохранения и развития единого информационного пространства. Наряду с федеральными органами исполнительной власти в работе комиссии активно участвуют Национальная ассоциация телерадиовещателей, Ассоциация кабельного телевидения, руководители крупнейших телекомпаний.
Во время работы XI Конгресса НАТ Председатель Правительственной комиссии Д. А. Медведев встретился с региональными вещателями и обсудил с ними особенности перехода к цифровому вещанию в регионах. Рабочие группы, созданные в рамках Правительственной комиссии, плодотворно обсуждали вопросы лицензирования, совершенствования системы распространения телерадиопрограмм, определения количества и состава обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов и каналов свободного доступа, разработки единого сводного перечня терминов и определений и целесообразность создания Единого государственного регулирующего органа в области телерадиовещания. Решением Правительственной комиссии Минсвязи России и Роспечати поручено организовать работу по подготовке федеральной (3) целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2007—2015 годы». Работа предстоит большая, и мы рассчитываем, что в ней будут активно участвовать научные организации, представители индустрии, эксперты общественных организаций и профессиональных объединений.
Для ускорения внедрения цифрового радиовещания в стандарте DRM в рамках координационно-технического совета Роспечати ведется работа по созданию отраслевой программы, в которой также будут предусмотрены меры улучшения качества вещания на зарубежные страны.
Продолжают сближаться структуры сеток вещания универсальных телеканалов, что ограничивает возможности выбора для аудитории.
Доля познавательно-просветительских программ остается стабильно невысокой, а доля программ для детей — стабильно низкой. Как позитивный результат следует отметить сокращение доли зарубежной кинопродукции и увеличение доли отечественной.
Вместе с тем в связи с усиливающейся коммерциализацией национального телевизионного рынка программирование в целом эволюционирует в сторону наиболее рейтингового, а именно развлекательного по характеру контента, претендующего на максимальный охват зрительской аудитории. На этом фоне наиболее отрадной выглядит тенденция увеличения доли отечественного программного продукта на всех основных телеканалах.
Агентство в 2006 году продолжало работу по оказанию на конкурсной основе государственной поддержки на производство социально значимых программ и интернет-проектов. За год Экспертный совет Агентства рассмотрел около 400 заявок и поддержал 179 проектов. На эти цели из федерального бюджета выделено 439 млн. рублей. 33 проекта реализуются региональными компаниями.
Как известно, 2007 год объявлен Годом русского языка. За последние три года Агентством было принято решение о финансировании 43 проектов в сфере телевидения, радио и сети интернет,
направленных на пропаганду русского языка и чтения, на общую сумму более 140 млн. руб.
В 2006 году продолжился бурный рост рынка платного телевидения. Правда, на российских платных платформах пока еще преобладают телеканалы иностранного производства или каналы, сформированные в России, но с использованием иностранного контента.
В течение года было запущено 15 новых каналов, а еще несколько
десятков готовятся к выходу. Лидером на рынке платного телевидения остается «НТВ-Плюс», его услугами пользуются 550 тыс. человек, за год компания вывела на рынок 7 новых каналов.
На отечественном рынке кабельного телевидения в 2006 году окончательно сформировалась «большая тройка» крупнейших игроков: «Нафта-Москва» (около 4,5 млн. абонентов), «Система масс-медиа» (1,5 млн. абонентов) и «Ренова-Медиа» (730 тыс. абонентов).
Компании-операторы платного кабельного и спутникового телевидения (5) активно проводят модернизацию своих технических баз, адаптируя их к цифровому вещанию.
В 2006 году на телевизионном рынке страны появились новые вещатели. Холдинг «Проф-Медиа» произвел три крупные сделки. Начиная с февраля компания приобрела телеканал «2х2», телеканал «Rambler TV», телеканал «ТВ-3». В ноябре 2006 года Издательский дом «Коммерсантъ» приобрел у Правительства Московской области 50 процентов акций канала «7 ТВ».
Радио
На радиорынке развивался процесс консолидации активов, который наметился уже несколько лет назад. В гонке приобретения действующих или открытия новых станций продолжили соперничество «Русская МедиаГруппа», «Европейская МедиаГруппа», «News Corp», «Проф-Медиа».
В радиоэфире была ощутима тенденция переформатирования старых и возникновения новых проектов, открывающих новые «ниши»: «Сити FM» — городское информационное радио, «Relax FM» — альтернатива агрессивным музыкальным станциям, «Бизнес FM» — деловая информация, «Радио Спорт».
В апреле впервые пройдет конкурс на частоты в крупных городах России в концепции «детского» FM-радио. Социальное значение этого проекта трудно переоценить, как и объявленного конкурса на концепцию «Радио классической музыки» в FM-диапазоне. По оценкам экспертов, в средней российской семье из четырех человек радио слушают 3 часа 48 мин. в день, в то время как телевизор смотрят 3 часа 36 мин.
В пятерку лидеров по размеру среднесуточной аудитории в городах с населением 100 тысяч человек и более в 2006 году вошли:
«Русское Радио» (8 млн. 78,4 тыс. чел.),
«Радио России» (7 млн. 360,3 тыс. чел.),
«Европа Плюс» (7 млн. 138,3 тыс. чел.),
Радио «Маяк» (4 млн. 525,8 тыс. чел.),
«Авторадио» (4 млн. 128,7 тыс. чел.).
Диверсификация контента, кон-центрация на преимуществах радио: мобильность, оперативность, доступность, интерактив, расширение спектра платформ передачи звукового контента потребителям (Интернет, мобильные устройства, спутниковое радио) — в этом видятся ближайшие перспективы развития радиовещания. Движение в этом направлении может не только привлечь новых слушателей, но и расширить рекламоемкость радио, которое сейчас (6) по разнообразию услуг и по привлекательности для рекламодателей отстает от других СМИ.
Государственные радиокомпании поддерживают сеть средневолновых передатчиков, обеспечивающих доступность радио в сравнительно малонаселенных районах страны, малых городах, сельской местности, где развитие FM-вещания экономически не выгодно. Между тем именно в этих регионах живет 39 процентов населения Российской Федерации. У средневолнового вещания большие перспективы.
Зарубежный опыт (США, Мексика, Австралия) показывает, что именно средневолновое вещание наиболее экономически выгодно на территориях с малой плотностью населения.
Сегодня частные структуры не хотят оплачивать дорогостоящий и устаревший парк аналоговых средневолновых передатчиков. Вещание на средних волнах, перевооружение парка передатчиков, перевод вещания в цифровой формат остаются государственными задачами. Вместе с тем практически все государственные радиостанции получили сейчас FM-частоты в Москве, выиграв их в жесткой борьбе с другими претендентами и доказав современность концепций своего вещания. Ряд станций подготовили для вещания в FM-диапазоне специальные версии своих программ, запустили успешные коммерческие проекты («Маяк», «Радио России»), нашли своего нового слушателя. Недавно вышедшее в эфир радио «Культура» задало высокую планку качественных программ.
Проблемой для радиоиндустрии является отсутствие общепринятых стандартов измерения аудитории, в отличие от телевидения и прессы.
Даже в федеральном масштабе соперничают две компании, измеряющие радиоаудиторию, — TNS Gallup и KOMKON, свои измерители есть в регионах.
Можно только приветствовать инициативу Национальной ассоциации телерадиовещателей, которая в 2006 году провела совместно с Роспечатью ряд «круглых столов» по проблемам радиовещания, другие мероприятия по консолидации радиосообщества, в НАТ появился вице-президент по радиовещанию.
Решение текущих проблем функционирования вещательной сети приобретает особое значение в связи с необходимостью перехода на цифровой формат вещания. Внедрение новых технологий, развитие систем дистанционного контроля и мониторинга передающего оборудования потребуют задействования всего потенциала коллектива ФГУП «РТРС». Предприятию предстоит активно включиться в создание опытных зон цифрового вещания. Обеспечение одновременного аналогового и цифрового вещания — сложная, ответственная и очень капиталоемкая задача. Мы считаем, что на первом этапе ФГУП «РТРС» должно сосредоточиться на создании двух опытных зон, одна из них — в Южном федеральном округе.
Интернет
В 2006 году Рунет продолжил свое стремительное развитие, возросли его аудитория и качество представленных в нем ресурсов. Наблюдался устойчивый рост сегмента в целом: увеличилась пропускная способность интернет-каналов, возросли обороты IT-компаний. Прогнозы аналитиков сбылись: численность пользователей российского сегмента сети интернет достигла к концу 2006 года 26 млн. человек. Уровень проникновения интернета в крупных городах страны по-прежнему выше по сравнению с малыми городами и селом. При этом крупные населенные пункты также демонстрируют существенно более высокую динамику роста аудитории. В городах-миллионниках охват жителей интернетом равен 33,2 процента (на 7,3 процента больше по сравнению с 2005 годом). Например, для Москвы этот показатель составил уже 43,1 процента (в 2005 году — 32,5 процента).
Вместе с объемом аудитории сетевых ресурсов растет и интенсивность их использования. Так, доля обращающихся к Сети практически ежедневно (2006 год), составляет 25,4 процента (в 2005 году — 22,4 процента); еще четверть аудитории пользуется интернетом до нескольких раз в неделю. Аналитики ожидают прироста аудитории в 2007 году примерно на 3 млн. человек.
Продолжение в следующем номере